Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта
Подписка
Подписаться на «Зубной техник» можно через каталог агентства «Роспечать» и редакцию. Подробнее 
 

Рекламодателям

Прелагаем разместить Вашу рекламу на страницах «ЗТ», а также на этом сайте. Подробнее 
 

Анкета читателей "ЗТ"
Уважаемые читатели, предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет нам
в выпуске нашего издания. Подробнее
 

Что еще почитать?
Другие полезные издания, которые мы советуем почитать. Подробнее

Нашим партнерам
Разместите нашу кнопку у себя.

О постдипломных формах усовершенствования зубных техников

Доцент В.Д.Синицын, МГМСУ, г. Москва

В соответствии с действующими положениями зубные техники должны один раз в пять лет проходить усовершенствование и подтверждать сертификат по специальности «стоматология ортопедическая». Учебные циклы, как правило, проводятся на стоматологических факультетах ВУЗов, республиканских, областных стоматологических поликлиниках, колледжах. В штатах этих учреждений занятия проводят, как правило, высококвалифицированные специалисты, а учебные базы оснащены современным оборудованием, аппаратами, приборами и материалами. Программа и тематический учебный план содержат все разделы зуботехнического производства, представляющего собой сложный конгломерат многих технологий и методик. По окончании учебного цикла курсанты сдают экзамен: тестовый контроль и предметное собеседование.

Приказом МЗ. России №186 от 05.06.1998г. продолжительность учебного цикла усовершенствования зубных техников определена в 144 часа.

Курсанты на циклах формируются по группам, которые состоят из 6-8 человек. Эта процедура, кажущаяся достаточно простой, с психолого-педагогических позиций имеет важное значение и в большой степени определяет организационную структуру учебного занятия и специфику преподавания.

Особенностью контингента курсантов является резкое различие по ряду важных показателей: возрасту (от юного до пожилого), образованности, стаже работы, квалификационных категорий, узкой производственной специализации.

Указанные особенности существенно затрудняют или делают невозможным формирование однородных по перечисленным показателям групп, что является необходимым для использования традиционных, стандартных приемов обучения, когда учебный материал изучается в строгой последовательности. Преподавателям приходится использовать не стандартные способы решения сложной задачи: как системно, в полном объеме выполнить программу обучения, учитывая, что заинтересованность курсантов в освоении отдельных разделов программы разная, а также то обстоятельство, что значительная часть курсантов приходит на усовершенствование не по своей инициативе, а по обязанности. Эффективность учебного процесса в значительной степени страдает от того, что знакомство с такими сложными технологиями, как литейное дело, моделирование и получение сложных цельнолитых конструкций, компьютерное моделирование, работа с артикуляторами, фрезерование и рядом других сложных технологий, требующих значительно больше времени, чем это обозначено в программе.

Перечисленные обстоятельства вынужденно приводят к выводу, что учебный процесс в значительной мере приобретает ознакомительный характер и может вызвать интерес лишь у некоторых курсантов.

Усовершенствование по сложным технологиям может успешно проводиться только на краткосрочных тематических циклах в группах однородных по уровню квалификации курсантов, когда предмет обучения преподносится концентрировано и направлен на конкретного ученика.

Освоение сложных технологий в зуботехническом производстве предполагает использование дорогостоящего оборудования, инструментов, приборов и материалов, в связи с чем процесс обучения является затратным для учреждения и курсанта.

Практический опыт проведения циклов усовершенствования зубных техников в Московском государственном медико-стоматологическом университете, а также изложенные выше данные сформировали убеждение о необходимости пересмотра системы усовершенствования зубных техников и создание новой модели основанной на необходимости дифференцированного подхода к организации учебного процесса и учета личного интереса каждого зубного техника. Это­му способствовало бы законодательное положение, предоставляющее каждому специалисту-зубному технику право самостоятельно выбирать способ повышения своей квалификации с сохранением гарантии получения документа об общем усовершенствовании, а также сертификате специалиста при условии успешной сдачи экзамена.

Такими способами могут быть:

1. Самостоятельное изучение и освоение новых технологий с использованием различных источников (интернет, выставки, конференции, симпозиумы, специальная литература, зарубежные командировки, обучение на рабочем месте в других учреждениях и т.д.).

2. Обучение на действующих стационарных и выездных месячных сертификационных циклах усовершенствования с полным и частичным отрывом от производства.

3. Обучение на краткосрочных курсах по узкой тематике. Документы о прохождении общего усовершенствования могут быть выданы после проведения тестового контроля и предметного собеседования экзаменационными комиссиями действующих курсов усовершенствования и сертификационных циклов функционирующих, как правило, параллельно и одновременно. Зубным техникам самостоятельно повышающим свою квалификацию и обучающимся на краткосрочных тематических курсах должно предоставляться право сдачи экзамена экстерном. Свидетельство о прохождении общего усовершенствования необходимо зубному технику для подтверждения квалификационной категории один раз в пять лет.

В связи с этим высказываются предположения о совмещении по времени процедуры повышения квалификации с подтверждением или получением квалификационной категории. Характеристика некоторых стоматологических учреждений показывает возможность такого совмещения.

Наши предложения представляют собой лишь малую часть общих вопросов и задач, которые необходимо решать для совершенствования организационных основ деятельности всей отрасли зуботехнического производства.

Определенные надежды в решении этих задач высказываются в адрес стоматологической ассоциации России и ее секции зубных техников. Активация этой работы необходима в связи с тем, что до настоящего времени при решении многих вопросов зуботехнической отрасли зубные техники не принимали или принимали недостаточное участие, а обсуждение их и принятие решений проводилось, как правило, представителями академической науки и руководителями учебных заведений непосредственно не связанными с зуботехническим производством.

 

(№ 1 (36) 2003)

Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта

Журнал "Зубной техник". Тел: (495) 672-70-29, 672-70-92, 723-35-20, e-mail: info@zubtech.ru
© ООО "Медицинская пресса" 1997-2017 гг.

Дизайн: webing.ru