Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта
Подписка
Подписаться на «Зубной техник» можно через каталог агентства «Роспечать» и редакцию. Подробнее 
 

Рекламодателям

Прелагаем разместить Вашу рекламу на страницах «ЗТ», а также на этом сайте. Подробнее 
 

Анкета читателей "ЗТ"
Уважаемые читатели, предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет нам
в выпуске нашего издания. Подробнее
 

Что еще почитать?
Другие полезные издания, которые мы советуем почитать. Подробнее

Нашим партнерам
Разместите нашу кнопку у себя.

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ТЕХНИКОВ-ЛИТЕЙЩИКОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 А.И. Дойников, И.В. Алабин, Н.Н. Степанов, В.Е.Сумкин, В.П. Зайцев

В настоящее время оказание высокоэффективной лечебной ортопедической помощи населению путем протезирования высококачественными и эстетичными с точки зрения косметики зубными протезами, технология изготовления которых основана на принципах использования современных высокоэффективных техпроцессов и материалов. Сегодня невозможно представить производство отдельных конструктивных элементов металлических частей различных конструкций протезов без применения индивидуального литья.

Можно с большой уверенностью сказать, что внедрение техпроцессов литья по выплавляемым моделям в стоматологическую практику произвело техническую революцию в технологии изготовления зубных протезов:

– от штампованно-паянных конструкций зубных протезов к цельнолитым;

– от пластинчатых протезов при частичном отсутствии зубов к цельнолитым со сложной системой фиксации, вплоть до имплантатов.

В месте с тем внедрение новых современных технологий в зуботехническом производстве и материаловедении обнажил проблему готовности воспринять все это новое зубными техниками.

В нашей стране давно назрела острая необходимость в организации обучения на профессиональной основе техников-литейщиков по изготовлению металлических элементов и деталей зубных протезов методом литья.

Исторически сложилось так, что в Российской Федерации до настоящего времени зубных техников-литейщиков нигде не готовят. И как следствие, в подавляющем большинстве в стоматологических учреждениях в качестве техников-литейщиков работают случайные люди, которые без специальной теоретической и практической подготовки, в лучшем случае, методом обучения «на рабочем месте» получили трудовые навыки изготовления зубных протезов с использованием технологии литья.

Так как профессиональная подготовка зубных техников-литейщиков в нашей стране отсутствует, как и утвержденные Минздравом РФ специально разработанные программы по их обучению, то потребовать от таких «специалистов» соблюдения технологического регламента по литью элементов зубного протеза, внедрения новых техпроцессов и материалов с целью повышения качества их изготовления, а также уменьшения брака, представляет большую проблему. Данная категория «специалистов» слабо разбирается со специфическими условиями работы в литейной лаборатории, что постоянно приводит к нарушению ими технологического регламента по изготовлению стоматологического литья, а также техники безопасности при работе на сложнейших по конструкции и не безопасных при эксплуатации различного типа литейных установках, аппаратах и приборах.

Таким образом, отсутствие подготовленных техников-литейщиков, а зачастую, и отсутствие в полном объеме технологического оборудования для оснащения литейных лабораторий, несоответствующее качество вспомогательных материалов для обеспечения литейного технологического процесса приводит к большому проценту брака при изготовлении зубных протезов.

Кроме того, техник-литейщик, не пройдя соответствующего обучения, связанного с эксплуатацией и обслуживанием дорогостоящего литейного и вспомогательного оборудования, зачастую не может грамотно его эксплуатировать, что приводит к неэффективности его использования и преждевременного выхода из строя. Здесь следует отметить, что стоимость всего комплекса оборудования (установки, приборы, аппараты и инструменты) и вспомогательных материалов, предназначенных для оснащения литейной лаборатории, составляет от полутора миллионов рублей (отечественное оборудование) и до 15 миллионов рублей (импортное оборудование).

Указанные выше обстоятельства не позволяют повсеместно по всей стране широко внедрять современные новейшие технологии и материалы для изготовления зубных протезов (цельнолитое и бюгельное протезирование, фарфор, металлокерамику, и т.д.) и, следовательно, значительно повысить качество оказания лечебной стоматологической помощи населению.

Следует особо подчеркнуть, что, к большому сожалению, в России до настоящего времени не созданы обучающие центры по подготовке кадров техников-литейщиков, а также повышения их квалификации. Одной из основных причин не позволяющих создать по стране сеть обучающих центров по подготовке техников-литейщиков является отсутствие нормативной базы и официально утвержденных Минздравом РФ программ по их подготовке и повышению квалификации с выдачей соответствующих документов, дающих им право на законных основаниях работать по выбранной специальности в литейных лабораториях стоматологических поликлиник. Все это приводит к тому, что главные врачи стоматологических поликлиник вынуждены идти на различного рода нарушения трудового законодательства, так как возникают проблемы, связанные как с аттестацией и допуском техников-литейщиков на рабочее место, так и повышением их квалификации.

Известно, что одной из основных причин низкого уровня подготовки зубных техников является отсутствие у нас в стране стройной системы подготовки для них педагогических кадров и их аттестации. Так, например, зачастую теоретический раздел программы «Зубопротезное литье» для студентов преподают, в лучшем случае, врачи-стоматологи, которые к тому же, как правило, не прошли аттестацию на право преподавания данной технической дисциплины.

С нашей точки зрения это должен быть специалист, прошедший как минимум, через обучение в клинической ординатуре со специальным целевым назначением. В его багаже, кроме специальных дисциплин, должны быть знания и умения по педагогике, и многое другое. Аттестация и переаттестация, как и сертификация преподавателей зуботехнических отделений медицинских колледжей должна проходить только на кафедрах ортопедической стоматологии медицинских академий до и последипломного образования. В числе преподавателей этих отделений желательно видеть кандидатов технических наук по разделам: материаловедение, сопротивление материалов, теоретическая механика, а также инженеров по литейному делу. Только педагоги такого уровня могут подготовить зубного техника, владеющего современными технологиями изготовления зубных протезов, в которых нуждается практическое здравоохранение.

Со времени выхода приказа МЗ СССР № 325 от 06.08.90 г. произошло много изменений, как в политической, так и в экономической жизни страны. Назрела настоятельная необходимость вновь вернуться на высоком государственном уровне к детальному обсуждению проблемы подготовки и переподготовки зуботехнических кадров.

За годы, прошедшие с момента выхода указанного выше приказа, сделаны незначительные подвижки в сторону пересмотра учебных планов и предметных программ. Так, например, начиная с 1999 г. в учебные программы медицинских колледжей, готовящих зубных техников, введена новая дисциплина «Зубопротезное литье». В соответствии с данной программой 12 часов отводится теоретическим занятиям и 54 часа практическим (лабораторным) занятиям. Незначительное количество часов, отведенных для проведения теоретических и практических занятий для изучения студентами дисциплины «Зубопротезное литье», дает им возможность только поверхностно ознакомится с организацией литейной лаборатории, с основами техники зубопротезного литья и овладеть первичными навыками проведения основных подготовительных манипуляций по изготовлению литейной формы.

Программа составлена так, что не предусматривает и не позволяет на базе медицинского колледжа организовать на должном теоретическом и практическом уровне обучение и подготовку профессионального техника-литейщика по изготовлению стоматологического литья.

При этом в аннотации к программе сказано, что при желании и склонностях выпускника к этой работе он может в совершенстве освоить литейное дело во время углубленного курса по собственному выбору и при специализации по циклу «Зубопротезное литье» в рамках последипломного повышения квалификации.

Однако, как было сказано выше, в стране отсутствуют стоматологические обучающие центры по подготовке специалиста техника-литейщика.

Здесь следует особо отметить также и то обстоятельство, что подавляющее большинство медицинских колледжей не имеют возможности на должном уровне проводить обучение студентов даже в рамках усеченной программы «Зубопротезное литье», так как не обеспечены комплексом технологического оборудования для организации учебного процесса по обучению литейному делу, а без материально-технического перевооружения медицинских колледжей прогресса в подготовке кадров не будет.

К тому же в настоящее время отсутствует специализированная литература по вопросу «Литейное дело в стоматологии». Старые учебники для обучения студентов не актуальны и не отражают новейших достижений в области технологии изготовления зубных протезов с применением литья на современных литейных установках с использованием вспомогательного технологического оборудования.

Отсутствие официально разработанного и должным образом утвержденного стандарта на техпроцесс изготовления стоматологических изделий методом литья по выплавляемым моделям, в котором бы регламентировался техпроцесс литья с применением новых литейных стоматологических сплавов, формовочных материалов, а также других современных вспомогательных материалов и оборудования, используемых на технологических этапах изготовления металлических частей зубных протезов, не позволяет обеспечить стабильное качество изготовления зубных протезов.

Приближение ортопедической помощи к населению за счет создания небольших кабинетов, а также зарубежный опыт, меняют отношение специалистов к централизованным литейным производствам. Сегодня на повестку дня выносится проблема освоения технологий литья каждым квалифицированным зубным техником.

Поэтому, большое число вновь открывающихся в нашей стране стоматологических поликлиник (в том числе и частных клиник), оснащенных современным комплексом зуботехнического и литейного оборудования для производства высококачественных зубных протезов с использованием современных технологий и материалов для их изготовления, испытывают острую нужду в высококвалифицированных литейщиках.

На текущий момент, как было отмечено выше, целенаправленная подготовка техников-литейщиков не проводится, подготовленных специалистов нет, а потребность в них очень большая.

Круг замкнулся!

Из сказанного выше следует, что с целью решения вопросов, связанных с профессиональной подготовкой зубных техников-литейщиков на государственном уровне, крайне необходимо создать рабочую группу из специалистов по ортопедической стоматологии для разработки Программы по подготовке и обучению техников-литейщиков.

Целесообразно к работе в данной группе привлечь заинтересованных специалистов из числа преподавателей медицинских колледжей, а также специалистов литейщиков из технических вузов или научно-исследовательских институтов страны.

Предположительно, на наш взгляд, данную подготовительную работу по разработке проекта Программы обучения техников-литейщиков целесообразно поручить коллективу Московского медицинского колледжа № 1 и коллективу специалистов ОАО «Импульс», занимающихся разработкой и изготовлением комплекса современного оборудования, приборов и аппаратов, предназначенных для оснащения литейных стоматологических лабораторий, а также привлечь других заинтересованных специалистов по данному вопросу.

Рабочей группе можно поручить провести следующие организационные мероприятия:

1. Для ознакомления широкой стоматологической общественности на страницах «Зубного Техника» опубликовать проект программы, обобщить полученные в ходе обсуждения предложения и с приглашением заинтересованных специалистов провести обсуждение ее на расширенном заседании Правления секции «Зубной Техник» СтАР.

С учетом полученных замечаний при обсуждении и доработки Программы, от имени СтАР, подготовить необходимые документы для утверждения Программы в установленном порядке в Минздраве РФ.

2. Подготовить в МЗ РФ технико-экономическое обоснование о целесообразности и необходимости введения в штатное расписание стоматологических поликлиник специальности техника-литейщика по изготовлению изделий стоматологического назначения.

3. Подготовить проект программ и предложения по созданию стоматологических региональных учебных центров, которым может быть предоставлено право как по подготовке кадров техников-литейщиков, так и повышения их квалификации.

4. Разработать программу подготовки преподавателей по разделу стоматологическое литье и их аттестацию.

В соответствии с вышеизложенными проблемами, стоящими перед стоматологией, авторы считают крайне необходимым и целесообразным в настоящее время открыть специализированные курсы по подготовке зубных техников-литейщиков.

В качестве эксперимента, такие курсы могут быть организованы на базе Московского медицинского колледжа № 1 (директор И.В. Алабин). Колледж для обучения техников-литейщиков технологии литья по выплавляемым моделям имеет современную материально-техническую базу, аттестованных преподавателей и специалистов литейщиков.

Такой же базой по обучению и подготовке техников-литейщиков может быть рекомендована и клиническая медсанчасть ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ее учебный стоматологический центр, оснащенный самым современным зуботехническим и литейным оборудованием, которое позволяет изготавливать зубные протезы на самом высоком современном уровне и любой сложности (начальник Учебного центра, к.м.н., доцент Н.Н. Степанов). Учебный центр укомплектован профессиональными специалистами-преподавателями, которые прошли обучение в Германии, Австрии, Италии, Франции. Шесть человек из преподавательского состава центра являются кандидатами медицинских наук.

Кроме того, согласно договору более 10 лет на базе данного учебного центра совместно с ведущими специалистами учебного центра фирмы «Bego» (Германия) плодотворно осуществляется обучение российских зубных техников современным технологиям в изготовлении зубных протезов, в том числе и обучение по подготовке специалистов по литью.

Большой опыт совместной работы указанных выше центров может способствовать организации одного из центров по подготовке техников-литейщиков на базе учебного стоматологического центра клинической МСЧ ОАО «НЛМК» г. Липецка.

По нашему мнению предполагается, что подготовка и обучение (с выдачей специального диплома и сертификата «техника-литейщика») специалиста литейщика может быть проведена в течение 3-х месяцев, а из числа дипломированных зубных техников может быть осуществлена со сроком обучения 1 месяц.

В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта обучения техников-литейщиков, отработки учебной программы, выработке требований к обучающему Центру (требований к табелю оснащения, аттестации преподавателей и контролю за данными обучающими Центрами со стороны Минздрава РФ и др.) такие учебные Центры по подготовке техников-литейщиков, могут быть открыты и в других регионах Российской Федерации.

Курсы должны быть организованы на условиях хозрасчета.

д.м.н., профессор МГМСУ

А.И. Дойников;

директор Московского медицинского колледжа №1

                И.В. Алабин;

начальник учебного стоматологического центра КМСЧ ОАО «НЛМК», к.м.н.,доцент

Н.Н. Степанов;

начальник отдела медицинской техники ОАО «ИМПУЛЬС, к.т.н.

В.Е. Сумкин;

член правления секции «Зубной техник» СтАР

В.П. Зайцев.

 

(№ 3 (38) 2003)

Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта

Журнал "Зубной техник". Тел: (495) 672-70-29, 672-70-92, 723-35-20, e-mail: info@zubtech.ru
© ООО "Медицинская пресса" 1997-2017 гг.

Дизайн: webing.ru