Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта
Подписка
Подписаться на «Зубной техник» можно через каталог агентства «Роспечать» и редакцию. Подробнее 
 

Рекламодателям

Прелагаем разместить Вашу рекламу на страницах «ЗТ», а также на этом сайте. Подробнее 
 

Анкета читателей "ЗТ"
Уважаемые читатели, предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет нам
в выпуске нашего издания. Подробнее
 

Что еще почитать?
Другие полезные издания, которые мы советуем почитать. Подробнее

Нашим партнерам
Разместите нашу кнопку у себя.

БЕЗМЕТАЛЛОВЫЕ ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Материалы и технологии XXI века

Олег Стребков, технический консультант фирмы VITA, Германия
Фатима Дзалаева, врач-стоматолог, г. Москва

Сегодня пациенты не всегда получают полную информацию о новых методах восстановлений. Это происходит из-за недостатка научно-популярной информации, и не все врачи объективно информируют пациентов о новых возможностях протезирования. Но ситуация понемногу изменяется в лучшую сторону. Появляются сообщения в периодической печати, специализированных изданиях и в Интернете. Пациенты не просто приходят к стоматологу избавиться от какой-либо проблемы, но и хотят, чтобы она была решена максимально эффективно. Среди стоматологических клиник и зуботехнических лабораторий наметилась жесткая конкуренция, и, в конечном счёте, успеха добьются те участники стоматологического рынка, которые первыми будут реагировать на изменение отношения пациента к качеству стоматологических услуг. Ведь времена простого замещения дефектов уже прошли, и становятся актуальными другие вопросы: надёжность, биологическая совместимость, эстетика, функциональность. Безметалловые технологии позволяют решить большинство этих вопросов с высокой эффективностью.

Cегодня все большее значение приобретает биологическая совместимость. Керамические восстановления признаны биологически совместимыми и абсолютно соответствуют желаниям пациентов иметь не содержащие металлов реставрации. Такие восстановления в отличие от металлических и с эстетической точки зрения полностью соответствуют требованиям сегодняшнего времени.
Как материал, керамика или фарфор, предлагает целый ряд значительных преимуществ. Он имеет цвет естественных зубов, прозрачен, биологически совместим с организмом человека, не содержит металлов и поэтому очень хорошо комбинируется с имеющимися металлическими пломбами и протезами. В стоматологии керамика используется уже более 100 лет. Прочность на излом восстановления является важным клиническим аспектом. Не менее важна и прочность к стиранию восстановлений по отношению к антагонистам. По опыту прошлого керамике часто приписывают «повышенные абразивные свойства». Однако керамика бывает разной. Понятие «керамика» покрывает огромный спектр материалов, среди которых и материал для изготовления посуды, и применяемый в космонавтике высококачественный материал, из которого, например, изготовлен жаропрочный щит на американском космическом корабле многоразового использования. Применяемая в стоматологии керамика тоже бывает разной. Современные материалы соответствуют всем требованиям стоматологов к прочности на излом, абразивным свойствам, эстетике и обрабатываемости.
Цельнокерамические заготовки, полученные в промышленных условиях, имеют более гомогенное распределение частиц по сравнению с керамикой, производимой в лабораториях. Например, керамические блоки VITABLOCS Mark II (VITA) существуют уже более 10 лет, и изготовленные из них миллионы реставраций зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Этот материал представляет собой мелкодисперсную, обогащенную оксидом алюминия керамику из полевого шпата, средний размер частиц которой составляет 4 мкм. Промышленное изготовление керамических блоков позволяет в отличие от обжигаемой послойно лабораторной керамики получить материал со значительно более тонкой кристаллической структурой. Восстановления из этого материала обладают абразивными свойствами, присущими естественной эмали зуба. Прочность на изгиб материала составляет ок. 120–154 Мпа (сведения изготовителя). Материал великолепно полируется и обрабатывается. Результаты многочисленных исследований керамики VITABLOCS Mark II подтверждают названные свойства этого материала.
Керамика ProCAD (Ivoclar) представляет собой изготовленный в промышленных условиях и поэтому очень гомогенный, усиленный лейцитом стоматологический материал. ProCAD разработан с учетом многолетнего опыта использования стоматологической керамики. Этот материал также отличается безупречной эстетикой, естественной прозрачностью, большой стойкостью к рентгеновскому излучению, простотой обработки и полировки, а также высокой прочностью на излом (сведения изготовителя: 140–200 Мпа).
Материал In-Ceram Alumina и In-Ceram Zirconia представляет собой керамику на основе оксида алюминия и циркония соответственно, а материал In-Ceram Spinell – керамику на основе оксида магния и алюминия. Они применяются для изготовления каркасов коронок и мостов, которые сначала подвергаются инфильтрации стеклом, а затем облицовываются в лаборатории. В результате получаются восстановления с прочностью на изгиб, превышающей аналогичный показатель восстановлений из обычной стоматологической керамики в 3–4 раза.
Абсолютно надежными материалами для каркасов мостовидных протезов бокового участка челюстей являются In-Ceram YZ CUBES (VITA) и оксид циркония Cercon (DeguDent).
Далее приведены примеры из европейской стоматологической практики эффективного использования керамической массы для облицовки безметалловых каркасов, в которых продемонстрировано, как с ее помощью можно добиться максимальной эстетики при решении конкретной клинической задачи.
Первый клинический случай


У молодого мужчины необходимо поменять четыре старые металлокерамические коронки (рис. 1). Отчетливо виден опаковый слой и при этом неестественный металлокерамический мостовидный протез в области фронтальной группы зубов. Также отмечается окрашивание маргинальной десны. Для того чтобы воспрепятствовать просвечиванию штифтов и окрашенных корней, на эти участки накладывается ткань – с неба берется соединительно-тканный трансплантат и вставляется в область 11 и 12. После приживления этого десневого трансплантата проводят препарирование. Здесь мы видим идеальное препарирование уступа под керамическую коронку. В области 12 видна штифто-культевая вкладка и сильно окрашенный уступ, именно с этим мы будем бороться в данном случае (рис. 2).
После первого обжига необработанные коронки на нераспиленной мастер-модели отправляются в клинику (рис. 3), при этом доктор не должен шлифовать контактные точки, так как мы всегда контролируем контактные поверхности на нераспиленных мастер-моделях, потому что все распиленные модели подвижны независимо от того, какая система пинов использовалась для их изготовления.
Форма коронок имеет огромное значение. Правильное формирование валиков делает реставрацию более эстетичной и закрывает межзубные промежутки при рецессии десневого сосочка. Не должно быть черных щелей и промежутков. Это очень неэстетично и нефункционально (не говоря уже о проблемах с фонетикой), так как застревают остатки пищи.
При примерке выверяется артикуляция и окклюзия. Вместе с пациентом обсуждается эстетика, а также длина зубов, цвет зубов и т.д. Примерка коронок с грубым обжигом доказывает, насколько важна техника нанесения керамики (рис. 4). Контактные поверхности закрывают межзубные промежутки до десны. Теперь можно переходить к полировке и глазурованию.
Почему цельнокерамические коронки?
Почему собственно решаются на изготовление целькерамических коронок? Мы хотели бы показать Вам, как естественно выглядят цельнокерамические мосты. Обратите внимание, как естественно выглядят фронтальные зубы в отраженном и проходящем свете. Свет проходит через весь зуб без барьеров и через десну. Мы специально выбрали случай с четырьмя цельнокерамическими коронками и с использованием плечевой массы (рис. 5). Здесь десна выглядит здоровой, бледнорозового цвета. В данном случае в проходящем свете отмечаются две тени, именно там, где располагается металлический каркас (рис. 6). Свет проходит через плечевую массу до десны, но мы все-таки видим четкий световой барьер.
Сравним этот мост с цельнокерамической реставрацией в отраженном свете (рис. 7). Разница очень незначительна. В проходящем свете эта разница колоссальна: реставрация на фронтальных зубах выглядит точно, как естественные зубы (рис. 8). Не определяется световой барьер, хорошая светопроводность. Свет, падающий на цельнокерамическую коронку, из-за отсутствия блокирующего материала переходит на десну. Рассмотрим эту ситуацию в ультра – фиолетовом свете – более сильное свечение у мамелоновой массы (рис. 9). Также отмечается флюоресценция в пришеечной области.
Второй клинический случай

 


В этом клиническом случае бросается в глаза измененная в цвете фронтальная группа зубов с композитными пломбами (рис. 10), в области 12 обратите внимание на форму десны. Здесь планировалось изготовление коронок и исправление линии улыбки. В соответствии с этим была изготовлена керамическая коронка нужной формы и длины (рис. 11). Для сравнения рядом установили временную коронку (справа) и постоянную цельнокерамическую коронку (слева). Линию улыбки сделали позитивной и с доминирующими центральными резцами, учли длину зубов нижней челюсти. Внешний вид постоянной реставрации очень естественный (рис. 12). После незначительной полировки мелкодисперсной керамики VM7 фронтальная группа зубов естественно вписалась в зубные ряды. Внутриротовой осмотр показал гармоничное соотношение между зубами и мягкими тканями (рис. 13). Передача формы, а также валиков и контактных поверхностей определяет изящность реставрации – межзубные промежутки закрыты и открыты только для десневых сосочков. «Эстетический результат» в 30 градусов и поддержка десны и сосочков – это пародонтологическая необходимость. И мы, керамисты, ответственны за состояние десны. При реставрациях оценивается естественность керамики, хотя было проведено удлинение края коронки в области 12 зуба, произошла адаптация десны вокруг коронки (рис. 14).
Третий клинический случай

   


У молодой пациентки отпрепарированы два латеральных резца под цельнокерамические реставрации (рис. 15). Здесь важна опалесценция зуба. Степень опалесценции или транслюценции зависит от техники послойного нанесения, а не от типа используемого материала. Изготовленные керамические коронки устанавливают на нераспиленной мастер-модели (рис. 16). Только это позволяет оптимально работать технику, уделяя большое внимание при изготовлении реставраций расположению десны и десневого сосочка.
Техник должен плотно сотрудничать с врачом, чтобы правильно восстановить пародонтологическую ситуацию, имеющуюся в полости рта. Это означает, что когда не удается передать форму зуба, тогда также сложно добиться гармонии с десной. С этой целью используют научную работу доктора Dennis Tarnow, которая разъясняет правильное соотношение контактных пунктов с костью. Это пародонтологическое учение имеет большое значение для врача и зубного техника. Доктором было обследовано 30 пациентов и проведено 288 измерений. Было измерено расстояние между аппроксимальными контактными пунктами и костью. Если расстояние от контактного пункта до кости составляло 3–5 мм или меньше, то регенерация сосочка была в 100 % случаев. Если расстояние составляло 6 мм, степень регенерации уменьшалась до 55%, а при расстоянии свыше 7 мм – сосочек сохранялся лишь в 27% случаев. Информацию, подобную этой, мы получаем от врача, так как на гипсовых моделях мы не можем этого угадать.
Маленькие детали – большое значение
Текстура поверхности зуба очень важна особенно при изготовлении реставраций в области фронтальной группы зубов. Горизонтальные параллельные полосы на зубе (перикиматы) являются линиями роста. Также видимыми являются маленькие, вертикальные, идущие почти параллельно желобку полосы. Если мастер-модель окрасить золотым порошком, эти маленькие, но очень важные детали станут хорошо видны (рис. 17). Текстура имеет непрямое влияние на внешний вид реставрации, хорошо подобрана светлота цвета (рис. 18). Здесь определен цвет с помощью цветовой шкалы VITA 3-D Master и выбрана вторая группа светлости. Так как после глазурования производится обработка с помощью резиновых полиров и алмазной полировочной пасты, очень важно не превышать температуру глазуровочного обжига. При использовании мелкодисперсной керамики естественный блеск и так достигается без значительных затрат. Если блеск коронки слишком сильный, его можно уменьшить опять-таки при помощи резиновых полиров, а потом алмазными полировочными пастами довести до желаемого. Если детально рассмотреть пародонтофильную передачу формы (рис. 19, 20), то мы увидим, что межзубные пространства закрыты, десна прилегает к краю коронки вокруг всего зуба. Естественная опалесцентность обоих латеральных резцов достигнута за счет методики послойного нанесения керамики. Было наложено чуть больше Base-Dentin (базового дентина) и чуть меньше эмали (режущего края). Дополнительно были нанесены опаловые массы, перламутровые и прозрачная масса (Window) (рис. 21). Реставрация считается гармоничной, если она сочетается с линией нижней губы, углами рта, окклюзионной линией и сосочковой линией. Так достигается «Симметрия улыбки».
Четвертый клинический случай

 


Исходная ситуация: вестибулярно расположен центральный резец с высокой светлотой цвета (первая группа по шкале 3-D Master, рис. 22). Пациент хотел исправить положение цельнокерамической коронки. Необходимо установить коронку вровень с зубным рядом, проблема заключалась в отсутствии достаточного места (рис. 23). Alumina-колпачок был уменьшен до 0,3 мм. После первого обжига коронка на нераспиленной модели – вровень с зубным рядом (рис. 24). В такой работе все должно соответствовать: светлота, насыщенность, цветовой тон, интенсивность блеска, текстура поверхности (рис. 25), что легко достигается при использовании мелкодисперсной керамики. В этом случае использовался Base Dentin (базовый дентин) 1М2 с Effect Liner 1(эффект-лайнер, EL1) для осветления (рис. 26). Кроме того, мы использовали три Chroma Plus ( хрома-плюс) массы – СР2, СР3, СР4 (желто-коричневые), которые в комбинации с Base Dentin (базовым дентином) при тонких стенках коронки усиливают цвет. Сам Base Dentin (базовый дентин) можно использовать при тонком послойном нанесении как базовую массу. Effect Liner 1 (эффект-лайнер, EL1, снег, для нулевой группы светлости) используется для увеличения светлоты тонкого дентинового слоя. Для того, чтобы предать естественность в области режущего края, используют смесь Mamelon 1 (мамелон 1, ММ1) и Interno 1 (интерно, INT 01, белый дым). Глубина цвета достигается при помощи Effect Enamel 10 (эффект-эмаль, EE 10).

Таким образом, из приведенных клинических случаев видно, что при изготовлении цельнокерамических коронок фронтальных зубов легко получить полное соответствие реставрации естественным зубам, стоящим в зубном ряду. Но и в области боковых зубов цельнокерамические коронки являются отличным решением. Также нет нарушения проведения света, металлический каркас с опаком становится ненужен, отсутствуют отрицательные эффекты металлических реставраций (тепловое расширение и взаимодействие с другими элементами), исключены аллергические реакции. Эстетика превосходна.

В данной статье использованы материалы, принадлежащие фирме VITA и инновационному учебно-производственному зуботехническому центру «Риком»
(№ 5 (46) 2004)
стр. 2


Главная | Подписка | Рекламодателям | Архив публикаций | Что еще почитать? | Поиск | Форумы | Контакты | Клуб зубных техников | Карта сайта

Журнал "Зубной техник". Тел: (495) 672-70-29, 672-70-92, 723-35-20, e-mail: info@zubtech.ru
© ООО "Медицинская пресса" 1997-2017 гг.

Дизайн: webing.ru