Главная | Подписка | Рекламодателям | Что ещё почитать? | Поиск | Контакты |Карта сайта
Подписка
Подписаться на журналы можно через Объединённый каталог «Пресса России» и редакцию. Подробнее 
 

Рекламодателям

Прелагаем разместить Вашу рекламу на страницах журналов, а также на этом сайте. Подробнее 
 

Что еще почитать?
Другие полезные издания, которые мы советуем почитать. Подробнее

Нашим партнерам
Разместите нашу кнопку у себя.

С полной версией статьи из журнала в формате PDF, вы можете ознакомиться здесь!

Чистейшая природа: Как с помощью керамических красителей индивидуализировать и оптимизировать реставрации из трехмерных керамических блоков

Эстетика во фронтальном участке с помощью VITABLOCS RealLife и красителями VITA AKZENT Plus

Renato Carretti, зубной техник, г. Цюрих

Основные понятия: Cut-back-техника, трехмерная структура блоков, эстетика во фронтальном отделе, индивидуализация, Sirona inLab, керамические красители, VITABLOCS RealLife, VITA AKZENT Plus, цельная керамика

Основная область применения обычных керамических красителей заключается в поверхностной окраске или цветовой характеризации керамических реставраций. Целью применения является воспроизведение естественных цветовых эффектов и индивидуализация облицованных реставраций. Преимущественно красители используются, например, для окраски шеек зубов или аппроксимальных поверхностей, для выделения фиссур или для воспроизведения просвечивающего вторичного дентина на истертых поверхностях. Однако поверхностное нанесение обычно предотвращает именно то, что оно должно воспроизводить: цветовой эффект из глубины. Более гибкие возможности применения предлагают красители VITA AKZENT Plus от VITA.
Одной из них является внутреннее применение при индивидуализации реставраций во время послойного построения после техники Cut-back. С помощью этой техники можно легко и эффективно добиться цветовых эффектов, которые в течение длительного времени будут воспроизводить эффект из глубины через дентин и режущую кромку.
В статье Renato Carretti, зубной техник из Цюриха/Швейцария, показывает, как он использует красители, какие специальные преимущества они предлагают ему и что пользователь должен учитывать при использовании красителей. Основным акцентом статьи является сложный клинический случай, в котором Renato Carretti индивидуализирует цельнокерамическую CAD/CAM-коронку во фронтальном отделе с помощью техники Cut-back, которая идеально интегрируется в зубной ряд.
Разнообразная цветовая гамма,
обширная область применения
Красители VITA AKZENT Plus представляют собой комплексную систему для воспроизведения поверхностных и цветовых эффектов. Она применима для всех дентальных керамических материалов независимо от КТР.
Красители (BODY STAINS) транслюцентны и служат для окрашивания поверхностей и внутреннего колорирования. С их помощью я могу изменить цветовой эффект базового материала, при этом они выглядят как тонкий цветной фильтр. Их усиленная флуоресценция дополнительно поддерживает естественный вид облицовки.
Благодаря своему интенсивному цвету флуоресцентные красители (EFFECT STAINS) исключительно хорошо наносятся. Я использую их для создания естественных поверхностных эффектов – естественной транслюценции и эффекта из глубины. Эти массы обеспечивают мне свободу действий при индивидуализации реставраций, – вплоть до мельчайших деталей.
Полезным инструментом в ассортименте красителей является диск с образцами цветовой гаммы VITA AKZENT Plus. Это прозрачный шаблон с напечатанными цветовыми образцами всех цветов EFFECT и BODY STAINS (Рис. 1). Тот, кто сомневается в выборе соответствующего цвета Body STAINS, может держать прозрачные диск с образцами над еще неокрашенной керамической реставрацией. Таким образом он довольно надежно может предсказать действие соответствующего цвета, т.е. он видит заранее, как цвет отразится на реставрации. Он так же может быть полезен и в зубоврачебном кресле, когда дело доходит до последних цветовых корректировок, которые должны быстро привести к необходимому цветовому соответствию.
Первое впечатление: Живой вид благодаря флуоресцентному свойству
Уже при первом применении видно: красители VITA AKZENT Plus флуоресцентные. Свойство, действие которого я ценю и часто использую в массах EFFECT LINER и красителях INTERNO. Так как флуоресценция позволяет цветам сиять. Результат: реставрация выглядит живой и естественной. Эта естественность никогда не создает впечатление, что это пятна, а наоборот – результат умелого полойного построения.
Особое преимущество:
внутреннее применение.
Особенностью красителей VITA AKZENT Plus является их внутреннее применение, т. е. я могу наносить их – как я покажу позже – под дентиновый слой. Благодаря флуоресценции они сохраняют свое сияние даже после обжига и проходят сквозь слой дентина/режущего края. Простой и эффективный способ изменения цветового эффекта, при котором цвета не выглядят как нарисованные. Важным моментом является хорошо спланированный, целенаправленный подход, потому что мы не хотим, чтобы пострадала внутренняя окраска и насыщенность цветов при втором обжиге дентина.
При нанесении красителей под слой дентина важно не втирать их в массы, а наносить отдельно и закреплять с помощью фиксирующего обжига красителей.
Во время внутреннего применения для неопытного пользователя работать с красителями INTERNO может быть опасно из-за их насыщенных цветов, красители VITA AKZENT Plus предлагают более сдержанную цветовую альтернативу. Вы можете нанести их поверхностно после Cut-back-техники, снова нанести слой и сохранить флуоресцентные эффекты цветов.
Предварительная машинная обработка – окончательная мануальная обработка
В основном нужно перестать заблуждаться в том, что хорошая керамическая облицовка всегда должна быть результатом вручную превосходно выполненной послойной облицовки. Из моего опыта, особенно в сочетании с VITABLOCS RealLife для CEREC и inLab (Рис. 2) красители VITA AKZENT Plus проявляют свои сильные стороны. Трехмерная структура блока из ядра дентина и эмалевой оболочки позволяет мне экономить много времени.
В отличие от других CAD/CAM-блоков в стандартных ситуациях я получаю необходимый результат без какой-либо индивидуализации с помощью гибкого трехмерного позиционирования реставрации в блоке с использованием программного обеспечения для проектирования. В особенно сложных случаях, в таких как в данном, я использую уже заложенные в блоке цветные слои в качестве основы для цветового соответствия. Использовать Base Dentine в данном случае будет лишним, так как основной цвет уже заложен в структуре блока. Таким образом я сохраняю окрашенные слои и сразу после техники срезания Cut-back могу работать с прозрачными массами.
Тщательный анализ индивидуальных характеристик зубов
Рассмотрим клинический случай с 40-летним пациентом, у которого был перелом зуба 22 в результате несчастного случая на производстве. Анализ цвета зубов и индивидуальные особенности соседних зубов объясняют требования, которые при реставрировании необходимо учитывать: выраженные хроматические элементы, такие как трещины и потемневшие участки на эмали, выраженные беловато-транслюцентная кромка, тело зуба и неровный инцизальный край с выемками в виде желоба (Рис. 3).
Для восстановления зуба зубной врач и пациент выбрали цельнокерамическую коронку. Коронка изготавливается из VITABLOCS RealLife в лаборатории и после техники срезания Cut-back индивидуализируется с помощью VITA VM 9. Поскольку культя в ядре темная, я использую отличную маскирующую способность блоков RealLife для предотвращения просвечивания.
Создание пространства для индивидуализации: Cut-back
Большое преимущество блоков RealLife для Cut-back: достаточно уменьшить вестибулярную сторону и повторно достроить ее индивидуально. Это не только экономит время, но и способствует стабильности реставрации.
В программе Cut-back я выбираю функцию «частичное редуцирование», чтобы шлифовальный блок шлифовал реставрацию уже в уменьшенном виде. Он шлифует полную анатомическую форму с оральной стороны и дополнительно обрабатывает только вестибулярную поверхность до определенной толщины слоя: инцизально ок. 0,5 мм, на теле зуба всего 0,2 мм. Для контроля основного цвета была выполнена примерка в клинике (Рис. 4).
Придание зубу индивидуальности: морфологические особенности зуба
Я начинаю индивидуализацию с нанесения трещины на эмали из смеси цветов BS05 (оранжевый) и BS06 (ржаво-красный) в виде тонкой линии. Мезиальный и дистальный валики на эмали я подчеркиваю с помощью смеси масс ES01 (белый) и ES02 (кремовый). Характерные особенности на теле зуба я выделяю с помощью BS03 (оранжевый) (Рис. 5).
После обжига красителей при 760° С без выдержки и без вакуума легко увидеть, где были нанесены красители (рис. 6). Они не сместились, а зафиксировались именно там, где я их нанес.
Оценка цвета зуба, по возможности in situ
Не каждый зубной техник, как я, имеет возможность тесно сотрудничать со своими пациентами. Я использую это преимущество всякий раз, когда это необходимо и возможно для успешной керамической реставрации. Информация, которую я получаю в ходе промежуточной примерки, едва может передаваться так непосредственно и без потерь.
В сухом состоянии красители после фиксационного обжига кажутся молочно-беловатыми (Рис. 7), поэтому я не могу судить о них. Поэтому я покрываю их с помощью VITA Akzent Plus POWDER FLUID, благодаря чему становится видно, как по всей поверхности нанесенные красители BODY STAINS в области тела зуба меняют общий цветовой эффект в отношении необработанной коронки (см. Рис. 2), не оказывая негативного воздействия на „естественную“ транслюцентность блоков RealLife. Ранее нанесенные в определенных местах красители EFFECT STAINS теперь четко показывают детали ранее нанесенных морфологических признаков (Рис. 8). Цветовое действие ранее нанесенных характерных признаков я могу оптимально оценить только во рту.
Таким образом обнаружилось, что цвет в области мезиального и дистального валиков соответствует не на 100%, а цвет тела зуба не достаточно насыщенный. Я снова наношу ES01 (белый) и ES02 (кремовый) на краевые валики и в области тела BS03 (оранжевый), и затем снова фиксирую красители с помощью фиксационного обжига (Рис. 9). Я снова смачиваю коронку с помощью жидкости VITA AKZENT Plus POWDER FLUID и понимаю, что ее признаки теперь совпадают с морфологическими признаками соседнего зуба 21 (Рис. 10).
Завершение формы: послойная облицовка
При послойной облицовке окрашенной основы я действую следующим образом (Рис. 11):
(1) В цервикальном участке смесь из VITA VM 9 BASE DENTINE в цвете A3 и NEUTRAL,
(2) Для создания различных степеней транслюцентности в инцизальном участке использовались массы NEUTRAL und WINDOW,
(3) Для мезиального и дистального валика круговая кромка была выполнена из масс ENAMEL и NEUTRAL,
(4) Для усиления просвечивания кромки дентина инцизально использовалась смесь из масс NEUTRAL и BASE DENTINE в цвете 3M2.
В завершение был выполнен обжиг дентина.
После дополнения с помощью дентиновых масс, масс Window и Neutral форма зуба стала более завершенной. Однако, как и раньше после обжига красителей нанесенные красители, а также ранее нанесенная трещина на эмали на сухой поверхности коронки были едва различимы (Рис. 12).
Неброские эффекты – естественный вид
Благодаря флуоресценции красителей и после смачивания поверхности коронки с помощью жидкости VITA Plus POWDER FLUID характерные признаки смотрятся неброско, как предполагалось, из глубины облицовки (Рис. 13). Однако эффект не столь очевиден, как на соседнем зубе 21, но соответствует, как было запланировано, зубу 12. По той же причине я просто выделил инцизальные бороздки, которые характеризуют режущий край зуба 21.
После глянцеобразующего обжига и мануальной полировки во рту видно, что при правильном послойном построении эффекты уже не такие ярко выраженные, как до обжига дентина, но создают эффект из глубины облицовки. И это придает облицовке естественный вид (Рис. 14 и 15).
Разделение рабочего процесса par excellence
Красители VITA AKZENT Plus дают мне больше гибкости при облицовке. Кроме того, их внутреннее применение позволяют мне просто и быстро создавать характерные признаки на цельнокерамических коронках во время послойного построения. Особенно при их внутреннем применении, благодаря ярко выраженной флуоресценции они проникают через верхний слой, придавая реставрации естественный эффект из глубины.
Особенно с CAD/CAM-реставрациями, изготовленными из блоков VITABLOCS RealLife с их трехмерной структурой из дентинового ядра и окружающей эмалевой оболочки после техники срезания Cut-back я могу обойтись без первого окрашенного слоя и сразу начать работать с прозрачными массами. Представленный клинический случай демонстрирует, как точно я могу использовать красители VITA AKZENT Plus для контроля желаемого цветового эффекта и для идеальной адаптации реставрации в ротовой полости.


Главная | Подписка | Рекламодателям | Что ещё почитать? | Поиск | Контакты |Карта сайта

Тел: (495) 672-70-29, 672-70-92, 723-35-20, e-mail: zubtech@mail.ru
© ООО "Медицинская пресса" 1997-2019 гг.

Дизайн: webing.ru